Интеллект


Интеллект
- (от лат. intellectus - понимание, познание), способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0,5 до 0,8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.


* * *
(лат. intellectus - познание, понимание) – 1. познавательные функции в их единстве и, следовательно, каждой из них в их некоем новом качестве, подчинённом деятельности целостной когнитивной структуры. Например, интеллект может быть высоким при плохой памяти или посредственным при формально достаточно развитом мышлении. В структуру интеллекта в таком его понимании включаются не только познавательные процессы, но также или даже в первую очередь личностные качества индивида (любознательность, пытливость, стремление к новому и т.п.); 2. сумма познавательных способностей индивида, образованная путём их аддитивного, арифметического сложения; 3. показатель умственного развития, измеряемый соответствующими методами тестирования. В отечественной психологии и психопатологии методология исследования интеллекта в силу её чрезвычайной сложности в мультикультуральном пространстве, каковым является Россия, к сожалению некоторых исследователей, разработана слабо; 4. творческие способности индивида, его креативный потенциал. Следует заметить, что столь разные подходы к определению интеллекта привели, в итоге, к тому, что это понятие используется, в основном, в условном смысле.


* * *
(лат. intellectus – познание, рассудок) – наиболее сложная функция мозга, отражающая возможности конкретного и абстрактного мышления, способности к суждению и познанию. В основе интеллекта лежат врожденные и приобретенные факторы: способность к обучению, стремление к познанию, внимание, понимание, память, ассоциативное и логическое мышление, речь, приобретенный опыт.


* * *
совокупность врожденных или Приобретенных при жизни общих умственных Способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.


* * *

(от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание И. как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Отечественная психология исходит из принципа единства И., его связи с личностью. Уделяется большое внимание исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимость от эмоционально-волевых особенностей личности. Исходя из диалектико-материалистической методологии, отечественные психологи признают зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий его жизни.


* * *
(от лат. intellectus — понимание, познание) — умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов. И. является одной из важнейших составляющих в структуре общих способностей человека. В последнее время все более распространенной является точка зрения о том, что И. играет важнейшую роль в различных сферах профессиональной деятельности (в т. ч. и трудовой), являясь одним из факторов ее успешности. При этом интеллектуальная активность выделяется в такую категорию, в которой синтезируются умственные способности и мотивационная структура личности. Согласно Ч. Спирмену И. характеризуется тем, что он: 1) не зависит от прочих личностных черт человека; 2) не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивацию достижений, тревожность и т. п.); 3) выступает как общий фактор умственной энергии. По мнению А. Терстоуна, в И. проявляются следующие способности человека: 1) счетные способности, т. е. умение оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2) вербальная (словесная) гибкость, т. е. легкость, с которой еловек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь; 4) пространственная ориентация, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстрота восприятия сходств или различий между предметами и изображениями. Эти факторы И., или первичные умственные потенции, как показывают психологические исследования, тесно коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора. Г. Айзенк интерпретировал его как скорость переработки информации нервной системой (умственный темп). На следующем уровне в структуре И., по мнению Ф. Вернона, находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). В соответствии с этим различают вербальный и невербальный (практический) И. Иногда проводят и более детальную классификацию способностей, определяющих И. человека. Так Г. Гарднер выделяет 7 категорий И., а Дж. Гилфорд— 120. При этом он исходит из того, для каких умственных операций эти виды И. нужны (пять видов способностей), к каким результатам они приводят (шесть видов) и каково их содержание (четыре вида): итого 5x6x4 = 120 факторов И. Для измерения уровня И. разработаны специальные тесты И. (см. Психодиагностика интеллекта), его количественная оценка производится с помощью специального коэффициента интеллекта. В последнее время в связи с успехами в развитии кибернетики, вычислительной техники, теории систем и др. наук наметилась тенденция понимать И. как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. Это привело к созданию и развитию сравнительно нового научного направления, известного под названием искусственный И.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:

Смотреть что такое "Интеллект" в других словарях:

  • Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание) это разум[источник не указан 55 дней], рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять… …   Википедия

  • интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИНТЕЛЛЕКТ —         (от лат. intellectus познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, напр., душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин «И.» представляет собой лат.… …   Философская энциклопедия

  • ИНТЕЛЛЕКТ — [лат. intellectus] 1) ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека; 2) киб. искусственный и. название кибернетических систем, моделирующих некоторые стороны интеллектуальной деятельности человека. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • интеллект — а, м. intellect m., нем. Intellekt <лат. intellectus разумение, понимание. Мыслительная способность; ум, рассудок, разум. БАС 1. В статье самым просвещеннейшим образом доказывалась настоятельная необходимость усилить в солдате интеллект (так… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • интеллект — мыслительные способности, нус, умственные способности, разум, рассудок, ум, мозги, голова Словарь русских синонимов. интеллект см. ум Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus – понимание, познание). 1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и способностей к изучению языков. 2. Система всех… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ИНТЕЛЛЕКТ — (от латинского intellectus познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ( ум ), тождественный ему по смыслу …   Современная энциклопедия

  • ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus познание понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ( ум ), тождественный ему по смыслу …   Большой Энциклопедический словарь

  • Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание) способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок ин …   Психологический словарь

  • ИНТЕЛЛЕКТ — (лат. intellektus разумение, познание) система познавательных способностей индивида. И. очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в… …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «Интеллект» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.